Легенды
Семи Морей

Мастер-класс "Выжигание по дереву". Продолжение

Когда контуры обведены, Вы принимаетесь тонировать изображение. Тонировать от светлого к темному. Не забывайте, что то, что находится на переднем плане, будет темнее, ярче, чем то, что на заднем. Это закон перспективы. Темнее будут и участки затененные. Следует остерегаться чрезмерного затемнения рисунка – очень темных мест, угольно-черных, должно быть минимальное количество. Штрих наносится точно так же, как если бы Вы рисовали карандашом: а именно – штриховка соблюдает примерно одно направление – либо слева направо, либо справа налево. При этом не важно, штрихуете ли Вы по косой, горизонтально, вертикаль (тогда штрих будет направлен либо сверху вниз, либо снизу вверх), общее направление штриха должно соблюдаться. Штрих наносим максимально легко, на выжигатель давить не нужно – лишнее давление не ускорит работу, а попортит ее выжженными пятнами. Это создает впечатление неровной, грязной работы. Кроме того, такие пятна глубже, чем основной рисунок и удалять их сложнее. Но подробнее об этом я напишу, когда будем говорить об основных ошибках. Пока же – чтоб набить руку на штриховке – берете лист бумаги и карандаш, и штрихуете – одно движение руки – один штрих. Никаких лесенок строить не нужно – штрих должен быть резким, четким, но в то же время легким. Штрихи должны ложиться один к одному максимально параллельно друг к другу. Как упражнение – Вы рисуете две точки, затем соединяете их линией, одним движением. Затем то же, но быстрее. Затем просто рисуете линию, затем параллельно ей еще и еще. Так Вы набьете руку, и она не будет у Вас дрожать при работе с выжигателем. Дрожащие руки – это большое зло и помеха, поскольку линия вместо ровной и четкой выходит кривая, волнистая и грязная.

Следует учитывать фактуру дерева, дефекты поверхности. Их, кстати, можно очень легко и удобно вписать в композицию – построив рисунок так, чтоб этот дефект подчеркнуть как часть рисунка, или перекрыть его рисунком или какой-нибудь вставкой. Я использую либо рисунок, при котором дефект вплетается в общий сюжет, либо, строю композицию так, что в ней нелишними оказываются разные самоцветы. И закрываю дефекты дерева ими.

Нужны перерывы в работе – как и любая художественная работа, выжигание требует «свежего взгляда», кроме того, глаза устают, «взгляд замыливается», поэтому какие-то неточности и брак в работе может быть не замечен вовремя. Лучше делать перерывы от 10-15 минут до часа – тогда есть все шансы сделать красиво и качественно.

Окончательным этапом будет стирание наждаком «бракованных линий», ластиком - карандашных линий с уже готовой работы, мелкая корректировка. Когда вы посмотрели на произведение своих рук – и оно Вам понравилось, можно считать работу законченной. Остается покрыть ее лаком (я использую акриловый лак), и оставить подсохнуть.

Почему я не пишу о том, каким жалом что делать: Вы, когда приобретете себе инструмент, первым делом найдите деревяшку, какую не жалко, и перепробуйте все жала, какие будут в комплекте. Порисуйте одним, другим, третьим. Так Вы определите какое Вам наиболее удобно для прорисовки тех или иных линий, для оштриховки, для имитации фактур различных материалов, а какие-то, может, Вам и вовсе не пригодятся. Очень во многом успех работы зависит от удобства, поэтому найдя для себя самый удобный для большей части работ вариант – Вы тем самым сделаете вдвойне полезное дело – себе приятно, и больше шансов на аккуратное выполнение работы.

Теперь об ошибках: самые распространенные ошибки – это неверная компановка, «срывы» и «провалы» рисунка, «ершистые» линии, лищние зигзаги, грязь на картинке.

Теперь подробно:

Компоновка. Этот раздел освещается в любом пособии по рисованию. Сама по себе компоновка – это расположение предметов на рисунке так, чтоб они смотрелись гармонично, чтоб картинка имела цельность и чтоб ничто никуда не «вылезало». Т.е. Вы должны расположить все части композиции так, чтоб всему хватило места и чтоб предметов было столько, чтоб ни не мешали друг другу, были хорошо видны и т.д.

Одна из ошибок – загруженность рисунка – когда множество деталей начинают сливаться в одну непонятную массу, рисунок становится «тяжелым», его сложно воспринимать зрителю и он создает впечатление нагромождения чего-то не очень понятного.

Исправление: определите, что именно Вы хотите нарисовать. Быть может, от чего-то придется отказаться, что-то вывести на передний план, что-то подвинуть, поиграйте с порядком предметов на рисунке. В результате должна получиться цельная картинка.

Еще одна ошибка – это собирание всех компонентов рисунка в одном месте – либо в углу, либо еще как-то . Это создает с одной стороны – пустоту, с другой – загруженность. Картинка не гармонична, поскольку рисунок свален в одну сторону.

Исправление: постарайтесь расположить композицию по центру, примерно равно отступив от всех границ поверхности, на которой рисуете.

Ошибка – при рисовании стоячих предметов – это «заваливание» их. Происходит это потому, что вверху свободного места оказывается больше, чем внизу. Это дает эффект «лежачего» предмета.

Исправление: Чтоб предмет «стоял» нужно снизу отступить чуть больше, чем от верхней границы, и все будет поправлено.

Чтоб изучить в подробностях как правильно скомпановать предметы на рисунке не поленитесь почитать пособия для начинающих рисовать. Это очень помогает в работе.

«Срыв» и «провал» . Эти две ошибки идут рядом друг другом. Связаны они обе с неправильным тонированием рисунка. Срыв – это когда какая-то деталь рисунка смотрится не гармонично с остальной композицией, а является неоправданно яркой, «срывается» и «торчит» не к месту. Это обычно вызывается тем, что тщательно тонируется лишь этот конкретный участок, а остальное – то ли руки не дошли, то ли устали. Рекомендуется понемногу, но обрабатывать всю композицию, тогда становится ясно, что сделать ярче, что оставить бледнее.

Провал – это когда часть рисунка, опять же из-за светотени, ошибки в ее наложении, кажется «ввалившейся внутрь». Чтоб выделить – обычно чуть ярче тонируют, но тут уже надо смотреть каждый случай отдельно.

Полезно отставлять работу и смотреть – гармонично ли она выглядит. Нет ли «сорвавшихся» или «провалившихся» деталей. В нашем случае, в выжигании, избыточную тонировку корректируем наждаком. Но помните – наждак должен быть достаточно мелким – иначе работа будет исцарапана.

Начало статьи

Писано Фелоркой, в лето от Рождества Христова 2010-е.