Легенды
Семи Морей

Мастер-класс "Выжигание по дереву"

Выжигание в истории искусств известно давно, равно как и резьба по дереву, равно как работа по коже… Выжигают чаще всего по дереву и коже. Реже по кожзаму, или пластику.

Но сейчас мы поговорим о выжигании по дереву.

Я оговорюсь сразу, статья эта предназначена большей частью для тех, кто только-только начинает заниматься этим видом декоративно-прикладного творчества.

Начнем с того, что нужна основа- болванка, на которой Вы будете что-то рисовать раскаленным жалом выжигателя.

Чаще всего в продаже имеются разные шкатулки – сундучки – плошки – поварешки из липы. Липа – дерево мягкое, выжигать по нему удобно и легко. Столовые доски любых размеров и форм – от прямоугольных и круглых до фигурных, обычно делают из фанеры или твердых пород дерева – например, из бука. Соответственно, выжигание по буку несколько сложнее и занимает больше времени, чем иногда хотелось бы. Я не рассматриваю здесь подробно процесс обрабатывания дерева от полена до изделия, с которым можно будет что-то делать просто потому, что в сегодняшних условиях далеко не каждый имеет возможность устроить у себя в комнате полноценную мастерскую с токарными и плотницкими принадлежностями, я исхожу из того, что проще и удобнее на сегодняшний день пользоваться готовыми заготовками – их проще найти, с ними проще работать, тем более тем, кто только начинает.

Итак. Вы нашли то, на чем будете делать выжигание.

Теперь обратим внимание на то, ЧЕМ вы это будете делать – инструменты.

Купить выжигатель можно в любом магазине вроде «Юного Техника», в художественных салонах. Рекомендую покупать тот, что похож внешне на паяльник и с прилагающимися разнообразными жалами. Жала делаются из латуни. Служат долго (своим я пользуюсь уже лет пять). Чем такие выжигатели удобны – тем, что можно быстро делать как толстые, так и тонкие линии. Также можно использовать фигурные жала, получая уже готовые элементы орнаментов. Форма паяльника весьма удобна в работе – такой выжигатель берется в руку как карандаш или ручка, также он имеет ограничитель, что позволяет удобно положить его на подставку, откуда он не скатится и не упадет.

На фото: выжигатель на подставке, подставка с жалами, пассатижи; жала для выжигателя.

Рабочее место: оно должно быть хорошо освещено, под рукой всегда должен быть карандаш, ластик, мелкий наждак, подставка для выжигателя, подставка (металлическая) для сменных жал (снимаемое жало раскалено, и если положить на стол, стол будет испорчен), удобные для снятия и навинчивания жал пассатижи, эскизы, по которым будет выполняться работа, рядом же должна быть электророзетка. Помещение должно быть хорошо проветриваемым. Рядом НЕ должно быть ничего мокрого - это техника безопасности по работе с электроприборами.

Эскизы: Это начало самой работы. Когда уже решено, на чем будете выжигать, нужно сделать эскиз на бумаге, желательно в масштабе 1:1. Особо мелкие или детали, вызывающие сомнения в прорисовке нужно изобразить отдельно, более крупно, а затем в том размере, как они будут на готовой работе.

Если Вы совсем не умеете рисовать, можно использовать такой метод: берется калька, кладется поверх рисунка, с которого будет сделана копия, рисуется по контуру. Затем берется копирка, на нее кладется калька с изображением, это все водружается на будущий шедевр, и обводится. Таким образом эскиз будет перенесен на болванку.

Для рисующих рекомендую эскиз с бумаги перерисовать на болванку без всяких копирок – Вы сможете по ходу перерисовки что-то откорректировать. Все же бумага – это бумага, какие-то особенности компановки могли быть не учтены. Возвращаясь немного назад, скажу, что вообще-то можно делать эскиз прямо на болванке, однако, этот метод потребует от Вас максимально аккуратной работы и большой точности, поскольку карандаш с дерева стирается хуже, чем с бумаги. Использовать для эскизов лучше карандаши средней мягкости. При работе непосредственно на дереве, ластик берем пожестче, чтоб можно был сразу и эффективно удалять ненужные линии, мягкий ластик просто размажет карандаш по дереву и оставит грязное пятно, что нам, разумеется, ни к чему. Я делаю эскиз сразу на болванке. Мне так удобнее. Однако, новичкам, повторюсь, лучше начинать с бумажного эскиза, потом Вы просто его срисуете на болванку.

Далее начинается работа уже выжигателем. Первичные контуры и оштриховка наносится легко-легко, чтоб не прожечь основательно там, где это не нужно и тем не испортить работу.

На фото: слева – обведены контуры рисунка и обозначены возможные узоры. Справа – крупно показана прорисовка выжигателем контура «рамки».

Если Вы совмещаете выжигание и роспись – сперва выжигание, потом роспись. Иначе рискуете надышаться парами горелой краски. Однако, если видно, что иначе никак – поверхность уже окрашена, но туда так и «просится» выжигание, можно сделать его поверх, но это создает сложность в том, что сперва будет прожигаться краска, потом уже дерево. Контур не будет столь ровным и четким как хотелось бы, поскольку частично составляющие краски впитываются в дерево.

Итак, Вы «оживили» эскиз на болванке первичным обведением контуров.

Лично я предпочитаю выжигать, имитируя карандаш или уголь. Посему расскажу, как работать в этом направлении.



Продолжение статьи

Писано Фелоркой, в лето от Рождества Христова 2010-е.